РУС БЕЛ ENG

Положение о самообразовании педагогов

ПОЛОЖЕНИЕ

о самообразовании педагогов

 

  1. Общие положения

Самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя  общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Суть самообразования заключается в овладении педагогом техникой и культурой умственного труда, умении оптимально решать проблемы, самостоятельно работать над собственным профессионализмом для повышения результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях личностного развития обучающихся.

Самообразование – это специально организованная самостоятельная систематическая деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной компетенции.

 

2. Цели самообразования

Самообразование является основой повышения профессионального уровня педагога. Основными общими целями самообразовательного процесса учителя являются:

  • повышение уровня психолого-педагогического образования;
  • углубление теоретических знаний по преподаваемым дисциплинам;
  • повышение уровня методического мастерства;
  • поиск путей, способствующих повышению качества образования;
  • оптимизация форм и методов обучения;
  • повышения культурного уровня и эрудиции учителя;
  • реализация творческого потенциала.

В процессе работы учителя по самообразованию цели и задачи конкретизируются в зависимости от избранной темы и этапа.

3. Содержание работы по самообразованию и критерии выбора направления самообразования

Индивидуальная самообразовательная деятельность позволяет учителю определять содержание и методы работы в зависимости от его индивидуальных особенностей, методических запросов и конкретных условий деятельности. Однако формирование каждым учителем содержания самообразования зависит от той проблемы, над которой работает педагогический коллектив учреждения образования, методическое объединение и индивидуальной проблемы в работе учителя.

 

4. Алгоритм организации самообразовательной деятельности педагога:

1) самодиагностика, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксация проблем и их причин;

2) осознанное принятие решения о необходимости профессионального развития, самоопределение на  основе анализа педагогической деятельности, профессиональных потребностей, мотивов, целей;

3) актуализация проблемного поля самообразования;

4) определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработка плана, отбор форм и методов работы над темой;

5) реализация плана самообразования; накопление и систематизация как теоретического, так и практического материала по теме;

6) демонстрация наработанного материала (презентеция, приглашение в творческую лабораторию, выставка, отчет, серия открытых уроков, публикации в периодической педагогической печати);

7) корректировка хода выполнения плана, его содержания (при необходимости);

8) самоанализ и самооценка в процессе и по итогам выполнения плана;

9) определение путей творческого роста: выбор новой темы самообразования, постановка целей, формулировка задач, выбор направлений деятельности.

5. Этапы работы над темой и сроки реализации 

Этапы работы по самообразованию:

  • диагностико-теоретический;
  • практический;
  • обобщающий.

Срок работы над темой по самообразованию – до 3-х лет.

 

6. Оформление материалов по самообразованию

Материалы по самообразованию оформляются в отдельной папке либо являются одним из разделов портфолио.

Разделы папки по самообразованию:

  1. Титульный лист
  2. Планирование работы по самообразованию:
    • перспективный план (на 3 года);
    • индивидуальный план на текущий учебный год.
  3. Теоретическая часть (представляет собой не ксерокопии разных статей из журналов и других источников, а систематизированный учителем материал с преломлением через свой предмет: реферат, доклад или выступление на МО, педсовете по данной проблеме).
  4. Изучение эффективного педагогического опыта (включает разработки разных учителей по данной теме или проблеме с указанием автора);
  5. Практическая часть (личные методические разработки учителя в рамках темы самообразования, оформленные соответствующим образом: титульный лист и т.д.)
  6. Творческий отчет по теме самообразования.

 

6.  Формы работы над самообразованием

Наиболее эффективными формами работы по самообразованию являются консультации, беседы, открытые уроки и мероприятия, проблемные семинары, семинары-практикумы, круглые столы, методические диалоги, панорамы опыта, презентации.

Индивидуальные формы работы:

  • работа с литературой;
  • изучение эффективного педагогического опыта;
  • анализ собственной деятельности и др.
  1. Формы подведения итогов работы по самообразованию

Формами подведения итогов работы над темой по самообразования являются:

  • создание списка информационных источников;
  • выступление с сообщениями;
  • лекции;
  • дискуссии;
  • открытые  уроки и их обсуждение;
  • выставки разработок уроков и внеклассных мероприятий;
  • фестивали педагогического мастерства;
  • творческий отчет;
  • презентация;
  • самоанализ педагогической деятельности.
  1. Контроль за работой по самообразованию

Участниками административного контроля за самообразованием является директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе. Администрация учреждения образования контролирует своевременный выбор темы работы, составление перспективного и индивидуального планов. Руководители методических объединений учителей-предметников наблюдают за этапами выполнения планов.                                                                                                                            

 

 

Перспективный план по самообразованию

 на 20_- 20_ г.г.

 

 

Ф.И.О. учителя ________________________________________________

Педагогический стаж ___________________________________________

Образование __________________________________________________

                                                                           (указать учреждение образования, год окончания)

 

Квалификационная категория:

______________________________________________________________

                                                                                      (указать категорию, год присвоения)

Курсы повышения квалификации (указать тему, где проходили, дату):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Тема самообразования

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Когда начата работа над темой

______________________________________________________________

Когда планируется завершить работу над темой

______________________________________________________________

Цель самообразования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Чей опыт планируется изучить по данной теме, творческое сотрудничество по теме

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Практический выход

Диагностико-теоретический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план по самообразованию

на ______/_____ учебный год

учителя ______________________________________________________

______________________________________________________________

Задачи:

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Этап

Вопросы для изучения

Практический выход

Где и когда заслушивается

 

 

 

 

 

 

Отчёт ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Примерное определение и формулировка задач на каждом этапе работы по самообразованию

 

Первый год работы над темой самообразования

(диагностико-теоретический этап)

Задачи:

  • проанализировать результаты педагогической деятельности и выявить проблемы;
  • определить тему самообразования на основе самодиагностики;
  • спланировать деятельность по самообразованию;
  • изучить и систематизировать теоретический материал по теме самообразования;
  • проанализировать практический опыт работы коллег по заявленной проблеме;
  • разработать критерии, определяющие эффективность деятельности по самообразованию;
  • апробировать на практике отдельные методические приёмы и т.д.;
  • систематизировать теоретический материал (в форме реферата);
  • подготовить отчёт;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

 

 

 

Второй год работы над темой самообразования

(практический этап)

Задачи:

  • продолжить освоение отдельных приёмов и стратегий технологии…
  • адаптировать теоретический материал к конкретной ситуации (классу, предмету);
  • разработать конспекты занятий и провести их;
  • разработать опросники и провести диагностику результативности работы учащихся;
  • осуществлять творческое сотрудничество с коллегами, которые работают по этой теме;
  • подготовить отчёт;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

 

 

Третий год работы над темой самообразования

(обобщающий этап)

Задачи:

  • создать собственные наработки в русле выбранной темы;
  • разработать и провести открытые уроки;
  • систематизировать материалы по теме самообразования;
  • провести итоговую диагностику результативности работы учащихся;
  • дать оценку эффективности применения …
  • подготовить итоговый отчёт по теме самообразования с выводами и рекомендациями для других учителей;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

 

 

 

Отчёт о проделанной работе по самообразованию

  • обоснование выбора темы;
  • цель и задачи работы над темой, сроки;
  • анализ состояния вопроса по информационным источникам имеющегося опыта по решению проблемы;
  • какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях;
  • какой предполагается результат и форма его представления.

 

 

 

Сведения о посещении уроков и методических мероприятий коллег

 

Дата

Тема

Место проведения

Форма проведения

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет выступлений по теме самообразования

Дата

Тема

Где заслушивалось выступление

Примечание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результативности по итогам самодиагностики учителя

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Критерии эффективности самообразования

  1. Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер.
  2. Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент).
  3. Имеет место научная обоснованность плана.
  4. Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении.
  5. Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда.
  6. Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся.
  7. Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования.
  8. Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета.
  9. Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач.
  10. Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности.
  11. Развивается способность использования в своей работе информационных технологий.

 

 

 

Формы и методы руководства самообразованием учителей со стороны администрации учреждения образования:

  1. Вынесение на педагогические советы, заседания методического совета, методических объединений учителей-предметников вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом.
  2. Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования.
  3. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
  4. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров и др.
  5. Подведение итогов самообразовательной деятельности учителя, определение задач и содержания на новый учебный год.

 

 

АНКЕТА

для выявления способности учителя к саморазвитию

 

Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соот­ветствующие вашему мнению: 5 - да: 4 — скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для своего развития.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно отношусь к продвижению по службе.

16. Я выписываю газеты.                      

17. Я выписываю методическую литературу.

Препятствующие факторы

1. Собственная  инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.

4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.

5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие  информации о себе.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние коллег.

4. Пример и влияние руководителей.

5. Организация труда в школе.

6. Внимание к моей проблеме руководителей,

7. Доверие.

8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

9. Занятие самообразованием.

10. Интерес к работе.

11 Возрастающая ответственность.

12. Возможность получения признания в коллективе.

 

 

 

Примерный план самоанализа

 профессиональной деятельности педагогов

1.Формальные характеристики: преподаваемые учебные предметы; классы, в которых работает педагог; профессиональная категория; педагогический стаж.

2. Общая характеристика плана самообразования за прошедший период: полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели.

3. Анализ профессионально-педагогической результативности:

- личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторских дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы, развитие личностно-профессиональных компетенций и др.);

- достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплочённость ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и др.).

4Профессионально-педагогическая подготовка:

- курсовое повышение квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;

- участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, общешкольных и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном совершенствовании; полнота реализации темы самообразования;

- знакомство с адресами эффективного педагогического опыта и изучение опыта работы коллег по актуальным для данного педагога проблемам;

- работа с научно-методической, справочной литературой;

- значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;

- влияние условий, созданных в учреждении образования, на самосовершенствование профессионализма педагога (наличие методического кабинета, справочно-методической литературы, учебного кабинета; положительный морально-психологический климат в коллективе; уровень управленческой культуры членов администрации и др.);

- влияние личностно-профессионального развития на качество образовательного процесса.

5. Анализ профессионально-педагогической деятельности:

- осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приёмы, средства);

- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одарёнными детьми, с претендентами на получение медалей;

- оказание дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);

- участие в общешкольных и внешкольных учебно-методических мероприятиях;

- деятельность по совершенствованию работы учебного кабинета;

- руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, ведение мастер-класса и др.).

6. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.

7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития: цели, задачи, направления и содержание деятельности.

На основании индивидуальной программы определяется тема самообразования на конкретный период времени, разрабатывается план действий. Основные задачи «обрастают» конкретным содержанием, также механизмами, методами и средствами их реализации.