РУС БЕЛ ENG

Изучаем своего ребенка

Изучаем своего ребенка

Младшие школьники (6-10 лет)

У детей этого возраста появляется ответственное и трудное занятие – учеба, и самым большим авторитетом  становится учитель. Кроме того, для них характерно:

  • копирование поведения родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
  • буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
  • стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
  • формирование первых представлений о собственных правах;
  • повышенный интерес к исследованию своего тела, концентрация внимания на различиях между мальчиками и девочками.

Советы общения:

  • помогите ребенку почувствовать радость от приобретения знаний;
  • дайте ему возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае успехов (почаще хвалите ребенка);
  • узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей, познакомьтесь с их родителями;
  • аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме: что вы желаете от ребенка, а не в форме: то, чего вы не хотите.

Никогда:

  • не ревнуйте к авторитету учителя;
  • не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;
  • не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;
  • не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;
  • не отдавайте распоряжений ребенку, выполнение которых не обязательно.

 

 

 

 

 

 

Подростки (11-14 лет)

 

Подростков часто называют «трудными», и вообще этот период считается возрастом второго кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы.

Этому возрасту свойственны:

  • тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей, иногда на грани риска;
  • частая смена настроения, беспричинная обида, грусть , слезы;
  • повышенная эмоциональная реакция даже на незначительные события;
  • стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
  • отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
  • падение авторитета взрослых, мнением которых, пренебрегают в пользу мнений сверстников;
  • демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения к ним интереса.

 

Советы общения:

  • помните, что подросток по-прежнему нуждается в вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
  • выделяйте деньги на его карманные расходы;
  • в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
  • объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
  • учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных огорчений, в том числе в семье;
  • будьте бережны к его зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях людей.

 

Никогда:

  • не допускайте как неуважения к себе со стороны ребенка, так и грубости по отношению к нему;
  • не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
  • не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объяснят свои поступки;
  • не подкупайте его и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
  • не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
  • не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
  • не давайте негативной оценки объекту внимания ребенка, даже если его выбор пришелся вам не по душе.

 

 

Старшеклассники (15-18 лет)

 

Молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:

  • их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;
  • в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;
  • взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;
  • большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;
  • интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.

 

Советы общения:

  • делитесь со своими детьми удачами, успехами, проблемами, спрашивайте совета (ребенку очень важно, что с его мнением считаются);
  • давайте в доме пристанище ребенку и его компании;
  • в случае возникновения серьезных проблем помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;
  • доказывайте ребенку, что он (она) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.

 

Никогда:

  • не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;
  • не принуждайте сына или дочь к откровенности; если вы не будете «давить», то они сами придут к вам со своими проблемами.