РУС БЕЛ ENG

Противодействие коррупции

1. Что понимается в современном белорусском законодательстве под терминами “коррупция” и “руководящая должность”

 

Коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юрлица, в том числе иностранного (абз. 2 ст. 1 Закона N 305-З).

Руководящая должность - должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности (абз. 8 ст. 1 Закона N 305-З).

 

Примечание

Доходы - любые денежные средства, в том числе займы, а также иное имущество, полученные физлицами от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства и организаций (абз. 14 ст. 1 Закона N 305-З).

Расходы - любые денежные средства и иное имущество физлиц, направленные ими на приобретение имущества, оплату работ, услуг, а также использованные на иные цели (абз. 17 ст. 1 Закона N 305-З).

 

2. Что понимается в современном белорусском уголовном праве и правоприменении под термином “взятка”

 

Понятие взятки единообразно определяется в составах получения и дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве.

Взятка - это незаконное материальное вознаграждение должностного лица за совершение или несовершение им какого-либо деяния с использованием своих служебных полномочий.

Получение взятки - это принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (ч. 1 ст. 430 УК).

Под дачей взятки понимается передача лично или через посредника должностному лицу или его близким материальных ценностей или предоставление им выгод имущественного характера за использование должностным лицом служебных полномочий в интересах дающего или представляемых им лиц.

Посредничество во взяточничестве - это пособнические действия, предусмотренные ст. 432 УК в качестве самостоятельного преступления и выражающиеся в непосредственной передаче предмета взятки от взяткодателя взяткополучателю.

Пассивный подкуп - это прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение каким-либо из должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций. В УК пассивному подкупу соответствует получение взятки должностным лицом.

Активный подкуп - это преднамеренное обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому из должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций. В УК активному подкупу соответствует дача взятки.

Взяточничество, охватывающее получение взятки (ст. 430 УК), дачу взятки (ст. 431 УК) и посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК), является одним из самых опасных проявлений коррупции. Продажность должностных лиц представляет серьезную опасность для верховенства принципа законности, нарушает равенство всех граждан перед законом, подрывает авторитет органов власти и управления, препятствует развитию добросовестной конкуренции и тем самым затрудняет экономическое и социально-политическое развитие общества и государства. В конечном счете взяточничество, особенно в среде должностных лиц, занимающих ответственное положение, создает реальную угрозу национальной безопасности.

 

3. Что входит в состав преступлений, связанных с получением взятки, дачей взятки и посредничеством во взяточничестве

 

Получение и дача взятки находятся в соотношении так называемого необходимого соучастия, при котором получение взятки автоматически предполагает дачу взятки и наоборот.

Для определения взятки существенное значение имеют следующие обстоятельства: кто является субъектом получения взятки, что является предметом вознаграждения и назначение вознаграждения.

С объективной стороны получение взятки предполагает принятие виновным предмета взятки в результате ее вручения должностному лицу (взятка может передаваться и лицам, близким должностному лицу, при условии, что оно против этого не возражало).

С субъективной стороны получение взятки - это преступление, совершаемое только с прямым умыслом. В содержание интеллектуального момента умысла включается осознание должностным лицом, что передаваемые ему материальные ценности и иные выгоды имущественного характера вручаются за использование служебных полномочий в интересах дающего вознаграждение.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо (см. ч. 4 и 5 ст. 4 УК), которое в силу своих должностных полномочий и с использованием своего служебного положения (с превышением или без превышения полномочий) могло совершить в интересах дающего соответствующие действия по службе.

Предметом преступлений данной категории являются материальные ценности либо выгоды имущественного характера. При наличии предусмотренных законом признаков указанные ценности и выгоды именуются взяткой.

Безвозмездное получение материальных ценностей юрлицом не образует получения взятки, кроме случаев, когда эти средства предназначены для незаконного вознаграждения должностного лица, даже если эти средства будут получены им с соблюдением установленного порядка (средства поступают на расчетный счет, уплачены налоги и т.д.).

Принятие должностными лицами материальных ценностей или услуг в интересах предприятия, учреждения или организации при наличии соответствующих условий может рассматриваться в соответствии со ст. 424 УК как злоупотребление властью или служебными полномочиями (принятие “спонсорской” помощи в виде оргтехники для учреждения, например, за освобождение от ответственности и др.).

В качестве предмета взятки могут быть только материальные ценности либо выгоды имущественного характера, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с его должностным положением и за использование своих служебных полномочий в интересах дающего такое вознаграждение.

К материальным ценностям относятся национальная и иностранная валюта, ценные бумаги, товары и любое иное движимое или недвижимое имущество. Принадлежность и правовой режим имущества для признания его предметом взятки не имеют значения (принадлежит взяткодателю на праве собственности или похищено; предметы, изъятые из гражданского оборота, ограниченные в обращении или находящиеся в свободном обращении, и т.п.).

К выгодам имущественного характера относятся более замаскированные виды вознаграждения: передача части акций с условием их оплаты за счет дивидендов; занижение стоимости приватизируемых объектов, уменьшение ставок арендной платы или процентных ставок за пользование банковским кредитом (ссудой); оплата фиктивной работы по совместительству; различного рода услуги, оказываемые должностному лицу бесплатно (безвозмездно), но подлежащие оплате (угощение в ресторане, предоставление бесплатно санаторной или туристической путевки, проездных документов, производство строительных, ремонтных и других видов работ и т.п.), и др. К выгоде имущественного характера относят и оплачиваемую сексуальную услугу, предоставляемую бесплатно должностному лицу, о чем ему известно.

Если предметом взятки является имущество, нарушение порядка обращения которого является преступлением (драгоценные металлы или камни, оружие, наркотики и т.п.), то ответственность должна наступать по совокупности преступлений.

Принятие должностным лицом поддельных денег (валюты) или ценных бумаг, фальшивых драгоценных металлов или драгоценных камней, наркотиков или любых иных фальсифицированных предметов расценивается как покушение на получение взятки и при наличии соответствующих условий как покушение на нарушение порядка обращения соответствующих предметов.

Лицо, передавшее заведомо поддельные деньги или ценные бумаги, подлежит ответственности за сбыт поддельных денег или ценных бумаг по ст. 221 УК и за подстрекательство к получению взятки, если инициатива на вручение взятки исходила от мнимого взяткодателя.

Под интересами лица, дающего взятку, следует понимать не только сугубо личный интерес взяткодателя или представляемых им лиц, но и интересы представляемой ими организации, которые выражают указанные лица.

 

Примечание

В соответствии с ч. 4 примечаний к гл. 35 УК получение взятки, равно как и дача взятки, посредничество во взяточничестве признаются совершенными повторно, если им предшествовало совершение любого из указанных преступлений.

 

4. Иные особенности составов преступлений данной категории

 

Взятка считается полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении (принятии вознаграждения) участвовало два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном ее получении с использованием своих служебных полномочий в интересах дающего взятку. В этом случае получение взятки признается оконченным преступлением для всех участников группы, если взятка принята хотя бы одним из указанных должностных лиц. Не требуется, чтобы взяткодатель был осведомлен о том, что в получении взятки участвуют несколько должностных лиц. Размер полученной взятки определяется общей стоимостью полученного всеми должностными лицами вознаграждения.

 

Примечание

Крупным и особо крупным размерами взятки (ч. 2 и 3 ст. 430 УК) является вознаграждение в виде материальных ценностей и услуг имущественного характера соответственно на сумму, в 250 или 1000 и более раз превышающую размер базовой величины на день совершения преступления.

 

Получение взятки организованной группой предполагает, что для совершения этого, а равно и других преступлений против интересов службы, несколько должностных лиц предварительно объединились в устойчивую, управляемую группу (см. ст. 18 УК).

В организованную группу взяточников могут входить и недолжностные лица, которым может поручаться совершение действий пособнического характера (приискание потенциальных взяткодателей, организация их встреч с соответствующими должностными лицами, входящими в состав группы, и т.п.).

Организатор (руководитель) такой преступной группы несет ответственность за все факты получения взяток, полученных должностными лицами, входящими в преступную группу, если это охватывалось его умыслом.

Другие участники группы несут ответственность только за факты получения взяток, в которых они соответствующим образом принимали участие.

Действия всех участников организованной группы (в том числе не являющихся должностными лицами) квалифицируются по ч. 3 ст. 430 УК без ссылки на ст. 16 и 18 УК. Все они де-юре независимо от выполняемой роли признаются исполнителями преступлений, совершенных организованной группой взяточников (см. ч. 9 ст. 16 УК).

5. Наказание за преступные деяния данной категории

 

Статья 430 УК “Получение взятки”:

часть 1 (получение взятки) - наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

часть 2 (получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере) - наказывается лишением свободы на срок от трех до 10 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

часть 3 (действия, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 430 УК, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные ст. 430, 431 и 432 УК, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение) - наказывается лишением свободы на срок от пяти до 15 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 431 УК “Дача взятки”:

часть 1 (дача взятки) - наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет;

часть 2 (дача взятки повторно либо в крупном размере) - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет;

часть 3 (дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные ст. 430 и 432 УК) - наказывается лишением свободы на срок от пяти до 10 лет со штрафом или без штрафа.

 

Примечание

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

 

Статья 432 УК “Посредничество во взяточничестве”:

часть 1 (посредничество во взяточничестве) - наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет;

часть 2 (посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере) - наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет;

часть 3 (посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные ст. 430, 431 и 432 УК, либо при получении взятки в особо крупном размере) - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

 

Примечание

Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.

 

6. Действия работника (гражданина, сотрудника) при возникновении ситуаций, предусмотренных в статьях 430 - 432 УК

 

Что нужно делать при возникновении ситуаций, предусмотренных в ст. 430 - 432 УК:

не теряйте самоконтроль и бдительность, не возмущайтесь, оставайтесь эмоционально устойчивым;

ведите себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;

внимательно выслушайте и точно запомните предложенные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форму коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое вам место для следующей встречи;

не берите инициативу в разговоре на себя, больше “работайте на прием”, позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) “выговориться”, сообщить вам как можно больше информации, в том числе о себе;

при наличии у вас диктофона (в том числе в мобильном телефоне) постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве;

обязательно сообщите (письменно и/или в устной форме) об этом случае (инциденте) своему непосредственному (прямому) начальнику (руководителю) и/или в правоохранительные органы.

 

7. Что должен знать и понимать каждый работник (гражданин, сотрудник)

 

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органов внутренних дел, приемной органов прокуратуры, КГБ и т.д. вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления (либо квитанцию) с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе.

В правоохранительном органе полученное от вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям УПК.

Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим ваши права и законные интересы.

В случае отказа принять от вас сообщение (заявление) о даче взятки вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

Даже если все ваши действия законны и вы добросовестно исполняете свои должностные обязанности, вас могут провоцировать на получение взятки с целью компрометации.

В связи с этим настоятельно рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

1. В процессе выполнения служебных обязанностей сотрудник обязан принимать меры по неукоснительному и полному соблюдению административных регламентов, а также:

не брать на себя никаких обязательств перед посторонними лицами, имеющими отношение к вопросам, рассматриваемым по компетенции вашим министерством (ведомством, учреждением), давать им обещания и гарантии относительно их решения;

не должен посещать, не имея на то служебных полномочий от непосредственного руководителя, неофициальных встреч с кем-либо, имеющим отношение к его служебным обязанностям.

2. При исполнении своих служебных обязанностей сотрудник не должен вступать в такие отношения с гражданами, которые могут его скомпрометировать или негативно повлиять на его способность действовать независимо и в рамках закона.

3. Сотрудник не должен принимать “под честное слово” какие-либо документы или материалы, касающиеся служебной деятельности, от любых лиц (в том числе знакомых, сослуживцев, граждан и др.) за пределами служебного помещения. Все документы (материалы и т.п.) должны представляться самим заявителем и проходить официальную процедуру регистрации в соответствии с требованиями ведомственного делопроизводства.

4. Все находящиеся в служебных помещениях сотрудников предметы интерьера и материально-технические средства должны стоять на балансе министерства (ведомства, учреждения) и иметь соответствующие подтверждающие документы.

5. Рекомендуется не использовать фразы, выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче (подстрекательство к даче) взятки при взаимодействии с гражданами.

К числу таких “с тонким намеком” выражений в нашей разговорной речи относятся, например: “ну что делать будем?”, “будем между нами тихо решать ваш вопрос или нет?”, “вопрос решить трудно, но полагаю можно...”, “спасибо в карман не положишь...”, “можно попробовать договориться...”, “нужны более веские аргументы...”, “нужно обсудить определенные параметры...” и т.д.

6. Избегать обсуждений определенных тем с представителями иных организаций и гражданами, особенно с теми, чья выгода зависит от решений и действий сотрудников ведомства (организации, учреждения) и может восприниматься как просьба о даче взятки.

К числу таких тем относятся, например: низкий уровень заработной платы сотрудника и “нехватка” денежных средств на реализацию тех или иных его личных нужд, наличие у него с его слов “тяжелого материального положения”; желание сотрудника приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу (благо), отправиться в туристическую (санаторно-курортную и т.п.) поездку; отсутствие работы у родственников сотрудника и наличие у них с его слов “тяжелого материального положения”; необходимость поступления детей (родственников) сотрудника в престижные образовательные учреждения, устройство их на хорошо оплачиваемую должность (работу) и т.п.

7. Необходимо понимать, что определенные, исходящие от сотрудника предложения, особенно если они адресованы представителям иных организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как завуалированная просьба о даче взятки.

Например, к числу таких ситуаций относятся следующие предложения: предоставить сотруднику и/или его родственникам скидку на товар, услугу и т.п.; воспользоваться услугами конкретной (и только этой!) компании и/или экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения различных видов работ, подготовки необходимых документов (заключений, актов и т.п.); внести денежные средства на расчетный счет конкретного благотворительного (общественного, частного, семейного, корпоративного и т.п.) фонда; поддержать конкретную спортивную (или иную) команду и т.д.

8. Совершение определенных действий может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.

К числу таких действий относятся, например: регулярное получение “со стороны” материальных ценностей от “благодарных граждан”; систематическое пользование “льготными” для него (нее) услугами и благами, предоставляемыми иными организациями и гражданами, и т.п.; регулярное посещение ресторанов (баров, салонов, заведений) совместно с представителями организации, которая извлекла (извлекает или может извлечь) выгоду из решений или действий (бездействия) сотрудника, и т.п.

План мероприятий по противодействию коррупции

подробнее...

Карта коррупционных рисков должностных лиц

подробнее...
поделиться в: