РУС БЕЛ ENG

Опасности свободного времяпрепровождения подростков

«Опасности свободного времяпрепровождения подростков»

 

Подростки как особая возрастная и социальная группа в большей степени подвержены влиянию негативных тенденций современного общества. Досуг является сферой жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия общественных трансформаций. Склонность подростка к риску – это способ заслужить уважение сверстников, повысить собственный статус. Для подростка быть экстремалом – значит не отставать от времени, прогресса, совершенства. Демонстрируя свои исключительные способности, подросток находит единомышленников в социальных сетях, разделяющих его стремление нарушить запреты взрослых. Экстремальный досуг, без соблюдения правил безопасности ведет к различным социальным рискам, угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних.

 

Изображение В своих научных трудах ученые подчеркивают, что полноценное становление личности подростка невозможно в рамках узкого семейного круга. Поэтому основным фактором социализации детей подросткового возраста являются взаимоотношения, складывающиеся в группе сверстников.

     Склонность подростка к риску – это способ доказать взрослость, желание понравиться, заслужить уважение сверстников, повысить собственный статус. Для подростка быть экстремалом – значит не отставать от времени, прогресса, совершенства. Демонстрируя свои исключительные способности, подросток находит единомышленников в социальных сетях, разделяющих его стремление нарушить запреты взрослых.

Экстремальный досуг без соблюдения правил безопасности ведет к различным социальным рискам, угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних.

В присутствии сверстников подростки рискуют в два раза чаще. Это связано с незрелостью нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации. Несовершеннолетние не способны принять разумные решения, дать адекватную оценку опасности в кругу друзей. Их показные действия совершаются «на свой страх и риск», чтобы получить общественное признание.

Психофизиологические особенности подросткового возраста объясняют причины рискованного поведения несовершеннолетних. Причины эти скрыты в особенностях возраста: импульсивности, экстраверсии, эмоциональной неустойчивости, стремлении расширить границы дозволенного. В результате низкого порога восприятия риска они идут на совершение социально и личностно опасных действий, правонарушений, употребляют психоактивные вещества.

 

 

Виды экстремальных досуговых предпочтений подростков

Вид экстремального досуга

Ситуация экстремального поведения

Альтернативные виды досуга

1. Руфинг

Прогулки по крышам высотных зданий

Полет на параплане, на воздушном шаре или на самолете с опытным инструктором

2. Скайуокинг

Покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения

Полет на воздушном шаре, скалолазание, прыжок с парашютом с инструктором

3. Диггерство

Спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и т. д.)

Изучение истории, поездка в археологический лагерь

4. Сталкерство

Посещение и изучение заброшенных мест

Туристические походы – пешие и на байдарках, изучение истории

5. Зацепинг

Проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке)

Любые кружок или секция, способные увлечь ребенка и охладить его тягу к опасным развлечениям

6. Бейскламбинг

Подъем на большую высоту без страховки

Полет на параплане, прыжок с парашютом под руководством опытного инструктора

7. Планкинг

Основное правило планкинга – лежать на животе, вытянув руки вдоль тела, в самых непредсказуемых местах – на крыше, на переходе и т. д.

Танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика

8. Акрострит

Уличная акробатика, предполагающая выполнение довольно сложных и опасных трюков: стойка на голове, прыжки с возвышенностей, сальто

Танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика

9. «Собачий кайф»

Намеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу для получения «кайфа»

Объяснить, что удовольствие можно и нужно получать безопасными и законными способами, и увлечь ребенка интересным и полезным хобби (танцы, спорт, рисование и т. д.)

10. Паркур

«Рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и т. д.). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки и т.д.

Гимнастика, легкая атлетика

 

Немаловажную роль в популяризации экстремального времяпрепровождения играет активное общение в социальных сетях Интернета. Виртуальное общение заменяет друзей и родителей, данная зависимость в подростковой среде показывает тенденцию роста. Компьютерные игры уводят подростков в виртуальный мир, где можно легко разбогатеть, получить славу, стать властелином мира. Игра позволяет совершать действия и исправлять их, возвращаясь на несколько шагов назад. Компьютерные игры формируют особый стиль мышления, жестокость, агрессию, вседозволенность, отсутствие навыка рационального использования свободного времени.

Особое внимание родителей следует обратить на общение с подростком, увлекающимся экстремальными видами досуга, а именно:

  • необходимо знать обычное для подростка место времяпровождения, круг общения, особенности поведения;
  • расположить его к доверию и рассказать о рисках экстрима;
  • объяснить, что риск – благородное дело, и он может быть оправдан только спасением чьей-либо жизни;
  • предложить ему выбрать по душе любой вид спорта, боевого искусства: дзюдо, карате, кикбоксинг;
  • понять подростка и сделать так, чтобы он никогда не чувствовал себя одиноким.