Опасности свободного времяпрепровождения подростков
«Опасности свободного времяпрепровождения подростков»
Подростки как особая возрастная и социальная группа в большей степени подвержены влиянию негативных тенденций современного общества. Досуг является сферой жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия общественных трансформаций. Склонность подростка к риску – это способ заслужить уважение сверстников, повысить собственный статус. Для подростка быть экстремалом – значит не отставать от времени, прогресса, совершенства. Демонстрируя свои исключительные способности, подросток находит единомышленников в социальных сетях, разделяющих его стремление нарушить запреты взрослых. Экстремальный досуг, без соблюдения правил безопасности ведет к различным социальным рискам, угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних.
В своих научных трудах ученые подчеркивают, что полноценное становление личности подростка невозможно в рамках узкого семейного круга. Поэтому основным фактором социализации детей подросткового возраста являются взаимоотношения, складывающиеся в группе сверстников.
Склонность подростка к риску – это способ доказать взрослость, желание понравиться, заслужить уважение сверстников, повысить собственный статус. Для подростка быть экстремалом – значит не отставать от времени, прогресса, совершенства. Демонстрируя свои исключительные способности, подросток находит единомышленников в социальных сетях, разделяющих его стремление нарушить запреты взрослых.
Экстремальный досуг без соблюдения правил безопасности ведет к различным социальным рискам, угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних.
В присутствии сверстников подростки рискуют в два раза чаще. Это связано с незрелостью нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации. Несовершеннолетние не способны принять разумные решения, дать адекватную оценку опасности в кругу друзей. Их показные действия совершаются «на свой страх и риск», чтобы получить общественное признание.
Психофизиологические особенности подросткового возраста объясняют причины рискованного поведения несовершеннолетних. Причины эти скрыты в особенностях возраста: импульсивности, экстраверсии, эмоциональной неустойчивости, стремлении расширить границы дозволенного. В результате низкого порога восприятия риска они идут на совершение социально и личностно опасных действий, правонарушений, употребляют психоактивные вещества.
Виды экстремальных досуговых предпочтений подростков
Вид экстремального досуга |
Ситуация экстремального поведения |
Альтернативные виды досуга |
1. Руфинг |
Прогулки по крышам высотных зданий |
Полет на параплане, на воздушном шаре или на самолете с опытным инструктором |
2. Скайуокинг |
Покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения |
Полет на воздушном шаре, скалолазание, прыжок с парашютом с инструктором |
3. Диггерство |
Спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и т. д.) |
Изучение истории, поездка в археологический лагерь |
4. Сталкерство |
Посещение и изучение заброшенных мест |
Туристические походы – пешие и на байдарках, изучение истории |
5. Зацепинг |
Проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке) |
Любые кружок или секция, способные увлечь ребенка и охладить его тягу к опасным развлечениям |
6. Бейскламбинг |
Подъем на большую высоту без страховки |
Полет на параплане, прыжок с парашютом под руководством опытного инструктора |
7. Планкинг |
Основное правило планкинга – лежать на животе, вытянув руки вдоль тела, в самых непредсказуемых местах – на крыше, на переходе и т. д. |
Танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика |
8. Акрострит |
Уличная акробатика, предполагающая выполнение довольно сложных и опасных трюков: стойка на голове, прыжки с возвышенностей, сальто |
Танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика |
9. «Собачий кайф» |
Намеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу для получения «кайфа» |
Объяснить, что удовольствие можно и нужно получать безопасными и законными способами, и увлечь ребенка интересным и полезным хобби (танцы, спорт, рисование и т. д.) |
10. Паркур |
«Рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и т. д.). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки и т.д. |
Гимнастика, легкая атлетика |
Немаловажную роль в популяризации экстремального времяпрепровождения играет активное общение в социальных сетях Интернета. Виртуальное общение заменяет друзей и родителей, данная зависимость в подростковой среде показывает тенденцию роста. Компьютерные игры уводят подростков в виртуальный мир, где можно легко разбогатеть, получить славу, стать властелином мира. Игра позволяет совершать действия и исправлять их, возвращаясь на несколько шагов назад. Компьютерные игры формируют особый стиль мышления, жестокость, агрессию, вседозволенность, отсутствие навыка рационального использования свободного времени.
Особое внимание родителей следует обратить на общение с подростком, увлекающимся экстремальными видами досуга, а именно:
- необходимо знать обычное для подростка место времяпровождения, круг общения, особенности поведения;
- расположить его к доверию и рассказать о рисках экстрима;
- объяснить, что риск – благородное дело, и он может быть оправдан только спасением чьей-либо жизни;
- предложить ему выбрать по душе любой вид спорта, боевого искусства: дзюдо, карате, кикбоксинг;
- понять подростка и сделать так, чтобы он никогда не чувствовал себя одиноким.