РУС БЕЛ ENG

Развитие и совершенствование фонематических процессов

Развитие и совершенствование фонематических процессов

 у младших школьников

Проблема развития фонематического слуха у младших школьников стала особо актуальной на сегодняшний день. Значительная часть учащихся начальной школы не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.

Термин «фонематический слух» включает в себя 3 речевые операции:

- способность слышать есть данный звук в слове или нет;

- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Термин «фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:

- умение определять линейную последовательность звуков в слове;

- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

- осознание или подсчет количества звуков в слове.

Термин "фонемный анализ" включает в себя:

- выяснение порядка следования фонем в слове;

- установление различительной функции фонем;

- выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

При недостаточно сформированных фонематических процессах, имея нормальный слух и интеллект, ребёнок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов младшие школьники способны научиться воспринимать и различать окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделять предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Этапы развития фонематики:

Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание:

звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);

звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);

действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха:

«Что звучало?» Цель: развитие слухового внимания. Демонстрировать звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

«Угадай чей голос?» Цель: развитие слухового внимания. Педагог подходит к любому сидящему ребенку в классе и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

Игра «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит в помещении, на улице.

Игра «Дятел», «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны. Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

Развитие речевого слуха.

Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

Различение слов, близких по звуковому составу;

Дифференциация слогов;

Дифференциация фонем.

Примерные игры с детьми для развития речевого слуха:

Дифференциация голосов по тембру:

Игра «Большой, средний, маленький» Описание игры: Взрослый рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

Развитие речевого внимания:

Игра «Будь внимателен» Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Игра «Слушай и выполняй» Цель: развитие речевого внимания, памяти. Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. (от 2 до 4-5 инструкций).

Различение слов, близких по звуковому составу:

Игра «Внимательные ушки» Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

Игра «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети  должны назвать то, которое отличается от остальных:

Ком-ком-кот-ком   будка-буква-будка-будка            

Винт-винт-бинт-винт   канава-канава-какао-канава

Игра «Самое короткое\длинное слово». Взрослый произносит три слова,  а дети говорят, какое слово самое короткое.

Продавец-строитель-врач; дочь-доченька-дочурка; лук-помидор-свёкла; лиса-ёж-медведь.

Дифференциация звуков, дифференциация слогов:

Игра «Назови по порядку слоги» Взрослый  произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: сады – 1-й слог СА, 2-й слог  ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (вода, поле, луна, утро, небо, космос,..);

Игра « Внимательные ушки! 2». Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з;..

 Примерные игры с детьми для развития звуко-буквенного анализа:

Игра «Живые звуки». Цель: закрепить полученные знания, учить точно находить место заданного звука в слове. Игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Роль звука выполняют дети, которые по команде учителя должны занять своё место в слове и на схеме.

Игра «Собери слово». Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.

Игра «Цепочка слов» Детям предлагается вписать слова в «цепочку» так, чтобы каждое следующее слова начиналось на ту букву, на которую предыдущее оканчивается.

Игра «Прятки с буквами». Игра учит определять первый звук и количество звуков в слове. Детям раздаются карточки с предметными картинками, часть которых закрыта схемой слова, состоящей из пустых квадратиков по количеству звуков в слове. Ребёнок должен отгадать слово и произнести его по звукам. Если слово произнесено верно, игрок получает недостающую часть картинки. Побеждает тот, кто быстрее всех восстановит все картинки.

Игра «Прочитай по первым (последним) буквам». Ребенку предлагается ряд предметных картинок, из названия которых, он должен взять первую (последнюю) букву и прочитать получившееся слово.

Игра «Конструктор слов». Ребенку предлагается предметная картинка и набор букв, из которых он должен собрать название картинки.

Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель-учитель), каждый из которых заинтересован  в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.